Наверх

Разработка интернет-магазина: основные этапы создания с нуля

Содержание:

Продолжаю серию статей про открытие своего интернет-магазина, первую часть можете посмотреть тут. Там речь шла о специфике бизнеса, здесь рассмотрю процесс создания сайта.

Заказать интернет-магазин не так уж и просто, как может показаться. И причин этому очень много. Чаще всего, дело в конфликте интересов: заказчик хочет дешево, исполнитель хочет заработать побольше, но это не самое плохое. Хуже, когда заказчик не знает, чего хочет или не может этого внятно объяснить. В результате он получает либо недоделанный продукт, который потом еще не раз придется «пилить», либо получит кучу ненужного функционала, за который он заплатит деньги.

Общие требования к интернет-магазинам

Есть общие требования к сайтам, которые относятся и к интернет-магазинам. В итоге все эти требования служат для одного результата – удобство пользователя. В случае интернет-магазина, речь идет прежде всего о побуждении посетителя к покупке. Это главная цель, про которую не стоит забывать, хотя некоторые делают ошибки именно здесь.

Например, на странице товара размещают очень длинный текст, а кнопка «Купить» в самом конце страницы. Описание товара должно быть, но если оно длинное, то его можно разместить отдельно. Кому нужно – прочитает, ну а на странице карточки товара нужно указать лишь основные характеристики. 

Я выделю семь основных требований к интернет-магазину, которые должны быть выполнены в обязательном порядке. Заказывая разработку интернет-магазина, вы должны уделить этим вопросам особое внимание, просто потому, что они ключевые. 

Движок

Если выбирать между самописным движком и CMS, то выбор однозначно стоит делать в пользу второго. Веб-студия может навязать вам свой собственный движок или навязывать разработку уникального, под ваш проект. Отказывайтесь. Во-первых, разработка уникального движка чревата дополнительными затратами. Во-вторых, вы будете привязаны к этой веб-студии (потому они и навязывают). Если возникнет необходимость сменить веб-студию, то новым специалистам придется потратить время, разбираясь с незнакомым движком. 

Отмечу, что иногда создание самописного движка просто необходимо, но это в тех случаях, когда приходится решать уникальные задачи. В принципе, любую известную CMS можно переделать почти под любые цели, но иногда дешевле и эффективнее делать именно с нуля. Однако в случае с интернет-магазинами такая ситуация возникает довольно редко. 

Навигация и дизайн

Удобство навигации – это то, что можно было даже не упоминать, но тем не менее, это очень важно. Структура сайта должна быть понятной, посетитель должен за секунды разобраться, как купить, где каталог товаров, где корзина. Это проблема не только интернет-магазинов, но и многих других сайтов, где навигация часто не слишком удобна. 

Относительно дизайна можно сказать «о вкусах не спорят», но это не так. Тут также совершают много ошибок. Иногда делают просто очень плохо, настолько плохо, что сайт выглядит дешево и убого. А иногда с дизайном перебарщивают. Вот пример, где ужасно все: 

Пример плохой навигации

Это конечно уже крайность, но и интернет-магазины зачастую хотят сделать все очень ярко и красиво, а в результате получается так, что посетитель просто теряется на сайте. А вот сайт бренда Zara: 

Пример хорошей навигации

На мой взгляд, навигация вполне решает задачи (просто и понятно), а вот дизайн в промо-стиле. Особенно если посмотреть в левый нижний угол, где меню просто теряется на фоне фотографии. Если хотите сделать магазин для продаж, то это не лучший вариант.

Каталог товаров

Каталог товаров можно отнести к навигации сайта, но в случае с интернет-магазином это вообще отдельная тема и одна из ключевых. Если товаров мало – проблем нет, а вот если их тысячи, есть множество групп и производителей, то приходится поломать голову, что бы сделать все просто и удобно. Поиск по каталогу – обязательная вещь.  

Если товаров очень много, то делают сразу несколько путей навигации. Например, по производителям, брендам, ценам и другим категориям. В данном случае сделать все просто уже не получится, но если не усложнять, удобства не будет и посетитель может просто не найти то, что ему нужно. 

Карточка товара

Про правильную карточку товара можно написать отдельную статью, ведь это та страница, на которой пользователь решает, покупать ему или нет. Эта страница в первую очередь зависит от типа товара. Если для него нужно подробное описание, фото и видео, они должны быть. Однако они нужны не всем, поэтому страницу перегружать не стоит, лучше делать их отдельно, о чем я писал выше. 

Когда вы решаете создать интернет-магазин, то приготовьтесь провести А/Б тестирование. Именно с помощью этого метода можно выявить оптимальный вид карточки вашего товара, в этом эксперименты не просто нужны, а необходимы. 

Корзина

Корзина должна быть доступна даже и без регистрации. У нее должна быть возможность удалять товары, пересчитывать их стоимость. Это все необходимо для удобства потенциального покупателя. Некоторые делают в корзине возможность сравнить два товара, однако вопрос о внедрении такого функционала нужно решать индивидуально. 

Регистрация

Сегодня обязательная регистрация на сайте для покупки является больше минусом, чем плюсом. Для посетителя сайта вашего интернет-магазина это точно минус. Сегодня еще есть интернет-магазины, где регистрация является обязательным условием для совершения покупки. На мой взгляд, такой подход не принесет никаких дивидендов. Ну а про возможность авторизоваться с помощью аккаунта в социальной сети можно и не говорить, сегодня это должно быть. 

Замечу, что в некоторых случаях регистрация является необходимым условием для совершения покупки. Например, тогда, когда на товар распространяются возрастные ограничения. Вот сайт известного табачного бренда Marlboro: 

Сайт сигаретной компании

У них даже не интернет-магазин, но они требуют обязательную регистрацию. 

Техническая часть и SEO

Тут все просто: интернет-магазин должен быть если не безупречным, то не иметь грубых ошибок. Я видел сайты, где на странице использовали несколько тегов Н1, были проблемы с версткой, загрузка сайта была очень долгой. Подобных косяков может быть очень много и перечислять их можно бесконечно.

После того, как вас сделали сайт интернет-магазина, стоит проверить все очень тщательно. Если у вас не хватает знаний, то закажите аудит. Лучше потратить небольшие деньги и выявить ошибки сразу, чем через год ломать голову и думать, почему поисковые системы вас не любят, а конверсия очень мала.

У кого заказать интернет-магазин?

Сегодня есть выбор между фрилансерами и веб-студиями. На мой взгляд, у фрилансера из преимуществ есть только возможность сэкономить. А недостатки следующие:

  • Вас могут просто «кинуть»;
  • Фрилансер может очень сильно подвести по срокам;
  • Фрилансеры редко оказывают комплексные услуги. Нет программистов, дизайнеров, копирайтеров и сеошников в одном лице.

Эти проблемы могут возникнуть и при работе с веб-студией, но если у вас на руках есть официальный договор, то это определенная страховка. Исключением являются известные фрилансеры, которые нарабатывали свою репутацию годами. Однако у них такие цены, что особой экономии уже не выйдет. Подробнее о способах создания сайта можете прочитать в отдельной статье.

Как выбрать исполнителя?

Есть несколько простых рекомендаций по выбору исполнителя для создания интернет-магазина (не важно, веб-студия это или фрилансер): 

  • Изучите несколько предложений, не стоит заказывать на первом сайте, куда вы попали;
  • Обратите внимание на портфолио, там должны быть проекты, которые похожи на ваш будущий интернет-магазин;
  • Изучите всю информацию. Если это веб-студия, то поищите отзывы (хотя, им верить нужно не всегда), комментарии в социальных сетях и на форумах, различные сертификаты и награды (если есть). Прочитайте типовой договор, обратите внимание на гарантии, которые они предоставляют. Если это фрилансер, то поищите в поисковых системах все данные о нем, какие вам известны (e-mail, Skype, ICQ и т.д.). Иногда так получается сразу вычислить мошенника.

Есть и другие рекомендации. Например, если вы предпочитаете общаться очно, то ищете исполнителя в своем городе. Некоторые принимают решение на основе того, насколько им удобно общаться и насколько их понимают. Иногда это может быть очень важно. 

Сколько стоит создать интернет-магазин

Каждый проект индивидуален и имеет свою цену. Сегодня есть достаточное количество компаний, которые могут завышать цены (часто это очень известные веб-студии с хорошей репутацией). Обычно они дают действительно очень хороший результат, другое дело, готовы ли переплачивать? 

Собираясь заказать интернет-магазин, можно обратиться в несколько компаний и сравнить цены. Слишком маленькая сумма также должна отпугнуть, особенно если она в разы ниже средней по рынку. 

Ну а в целом, сегодня создание интернет-магазина стоит не так уж и дорого. Конкретные цифры назвать трудно, все зависит от сложности задачи, количества товаров и других факторов. Если делать самому, то получается вообще бесплатно, но, если не умеете – лучше доверить это дело профессионалам.

Средняя стоимость индивидуальной разработки:

  • У фрилансеров - 20 000 - 50 000 руб;
  • У средней студии в регионе - 100 000 - 250 000 руб;
  • В крупной студии - 300 000 - 1 000 000 и даже дороже.

Также прочитайте статью про продвижении интернет-магазина в разделе о поисковой оптимизации.

You must have Javascript enabled to use this form.