Наверх

Как оцениваются сайты для продажи?

Содержание:

Адекватная оценка стоимости сайта имеет значение не только для покупателя, но и для продавца. За неадекватную цену сайт быстро продать не получится, а может быть, не выйдет вообще. Продавцы очень часто рассказывают о замечательных перспективах, но очень удивляются, что за эти перспективы никто не хочет платить. Давайте разберемся, как адекватно оценить стоимость своего сайта.

Важные параметры

Самый важный параметр – доход. Все остальное вторично, хотя иногда и иные показатели могут выходить на первое место. Но все же обычно смотрят именно на доход, а стоимость сайта выставляют исходя из его окупаемости. Обычно это от 6 до 36 или даже 48 месяцев. Отдельные случаи, когда сайты продают за окупаемость более пяти лет, я рассматривать не буду, обычно здесь речь идет о проектах вроде «Кинопоиска», который был куплен Яндексом. Это единичные проекты и продают их довольно редко. А покупателями выступают крупные стратеги, такие как Яндекс, Сбербанк и другие компании подобного масштаба.

Итак, стоимость сайта = доход за определенное количество месяцев. Но как правильно определить это количество? А вот здесь уже нужно опираться на второстепенные факторы, о которых я поговорю отдельно. Но прежде хочется отметить, что реальная стоимость сайта такова, сколько за него могут предложить денег. Поэтому можете попробовать выложить проект на популярную биржу Telderi и оценить спрос.

Вот топоповые продажи с этой биржи за прошлый год:

Стоимость проданных сайтов в бирже Тельдери

Если до ТОПов еще далеко, то смотрите параметры, на которые следует обратить внимание.

Контент и количество страниц

Качество контента не является очень важным показателем, хватает примеров, где плохие тексты дают большое количество трафика. Тем не менее, если в тексты были вложены определенные деньги, очевидно, что владелец сайта захочет их вернуть. Качественные статьи с фотографиями и хорошо оформленные всегда дадут плюс к стоимости.

Количество страниц – крайне важный показатель в некоторых случаях. Например, есть сайт, на котором всего 10 страниц, но они приводят две тысячи человек из поиска. Стоимость такого сайта будет всегда ниже, чем того, у которого также 2000 человек, но 500 страниц. Просто потому, что первый сайт гораздо легче скопировать.

Кстати, именно поэтому сайты с небольшим количеством страниц при продаже зачастую не показывают, учитывайте этот момент. Я видел примеры, когда подобные сайты продавали за 200+ тысяч рублей (там был неплохой доход), но их не покупали, так как продавец «засветил» URL. Зачем платить столько денег, если можно сделать аналог за условные три тысячи рублей?

Трафик

Сам по себе трафик не имеет большого значения, важно то, сколько денег он приносит. Но в любом случае, чем его больше – тем лучше. Зачастую покупатели сайтов умеют очень хорошо их монетизировать, поэтому если они видят перспективы, то они могут немного переплатить.

Трафик за некоторыми исключениями рассматривается только из поисковых систем. К исключениям можно отнести проекты, где 80% и выше – посетители с закладок. Это может быть онлайн-игра, городской портал, форум. Такой трафик в целом оценивается несколько выше (вне зависимости от доходов сайта), так как это стабильный показатель, на который не повлияют фильтры поисковых систем.

Тематика сайта

Чем тематика «денежнее», тем лучше. Важно и то, насколько она широка. Если на сайте опубликованы уже все материалы по теме и дальше его развивать просто некуда, то это минус. Если тематика очень широкая, позволяющая очень долго развивать сайт, к стоимости можно смело прибавлять 2-3 месяца как минимум.

Внешние ссылки, тИЦ

Продажа ссылок сегодня уже не приносит больших доходов (как это было еще в 2014), поэтому эти показатели уже не так сильно влияют на стоимость сайта. А если в структуре доходов нет продаж ссылок, то на тИЦ можно вообще не обращать внимания.

Естественные внешние ссылки всегда пойдут в плюс. Покупные тоже, но здесь нельзя считать так: я потратил на ссылки 100 тысяч рублей, прибавлю их к стоимости сайта. Так это не работает, покупателю безразлично, сколько потратили денег на ссылки, он смотрит на трафик и доходы. Но если у вашего сайта хороший ссылочный профиль, можно смело прибавить пару месяцев.

Другие параметры

Дизайн, структура и тому подобные вещи не особо влияют на стоимость. Опять же, вы можете сказать «Я потратил на крутой дизайн 50 тысяч рублей!» - покупателю это безразлично. Конечно, сайт с хорошим дизайном и продуманной структурой будет оцениваться несколько выше, но эти вещи должны быть на любом проекте. Не могу сказать, что это сильно влияет на стоимость. На стоимость может повлиять плохой дизайн, который нужно будет переделывать, следовательно, покупателя будут ждать дополнительные расходы.

Наличие групп в социальных сетях, куда публикуются анонсы материалов, будет плюсом, но в зависимости от количества живых подписчиков. Стоимость таких групп нужно оценивать отдельно, отмечу лишь то, что их цена ниже, чем у тех, что не привязаны к сайтам и существуют самостоятельно.

Источники дохода

Вот этот параметр как раз и отвечает за стоимость сайта. Есть надежные источники дохода, которые ценятся очень высоко, а есть такие, которые оцениваются низко. Ниже я приведу цифры по различным источникам дохода и цену исходя из сроков окупаемости.

  • Продажа ссылок – от 6 до 14 месяцев;
  • Контекстная реклама – от 12 до 30 месяцев;
  • Тизеры и баннеры – от 14 до 24 месяцев;
  • Продажа прямой рекламы – от 24 до 60 месяцев (такие проекты бывают редко и обычно это большие порталы, с минимальной ценой от 36 месяцев окупаемости);
  • Партнерские программы – от 12 до 24 месяцев.

Видно очень большой разброс цен, который как раз и зависит от второстепенных факторов. Кроме того, важен и размер дохода. Если на сайте зарабатывают с AdSense 100 рублей в месяц, то его не будут продавать за 1200, в таких случаях цена может составлять даже 60-100 месяцев окупаемости (и выше). Стоимость все равно будет небольшой, а покупают такие проекты в основном под дальнейшее развитие и для них действуют отдельные правила.

При оценке стоимости своего сайта ориентируйтесь на эти цифры. Существенно отклонение в сторону увеличения срока окупаемости без адекватных причин не позволит вам найти покупателя.

Обратите внимание, что в источниках дохода я не упомянул «Продажа товаров или услуг», то есть, коммерческие сайты. В 99% там продают не сам сайт, а бизнес. И там уже действуют совершенно иные алгоритмы расчета цен. В подробности вдаваться в рамках этой статьи я не буду, просто приведу один пример.

Мне на глаза попался интернет-магазин, который продавали за 900 тысяч рублей. Его прибыль (не доход) был в районе 80 тысяч рублей в месяц. На первый взгляд может показаться, что это был очень перспективный лот, ведь окупаемость была в районе 12 месяцев. Однако на сайте было около 50 страниц, а практически 100% трафика шло с контекстной рекламы. Никаких активов кроме самого сайта они не предлагали (товары и т.д.).

Лот был рассчитан на тех, кто совсем не разбирается в оценке сайтов и в том, как это работает. Аналогичный сайт можно сделать за 40-50 тысяч рублей, настроить рекламные кампании в сетях контекстной рекламы и выйти на точно также же доход. Да, придется еще искать поставщиков, заниматься логистикой, но это точно не стоит 850 тысяч рублей. Поэтому если вы решили купить коммерческий сайт, то нужно разбираться не только в бизнесе, но и в подобных вещах. Иначе есть риск заплатить большие деньги за воздух.

О сервисах оценки сайтов

В Рунете можно найти десятки сервисов оценки сайта, но пользоваться ими бессмысленно. Обычно они рассчитывают стоимость исходя из данных о доходах, которые вы вводите. То есть, это обычные калькуляторы. В которые иногда вбиты совсем неправдоподобные формулы. Ну а те сервисы оценки сайтов, которые пытаются вывести стоимость на основе трафика, тИЦ, количества страниц и других показателей, всегда отображают совсем нереалистичную стоимость. Ничего общего с реальностью она не имеет.

Оценивая свой сайт исходите из того, как быстро вы его хотите продать. Посмотрите на него со стороны продавца и подумайте, сколько вы заплатили бы за него? Показатели «Я в него душу вложил», «Я его сам делал три года и ночами не спал» в зачет никогда не идут. Сайт – это актив, который всегда имеет свою рыночную стоимость. А справедливая стоимость определяется только четкими показателями, которые можно посчитать.

Смотрите также
Пройдите, пожалуйста, защиту от спама.