Вопрос «Нужно ли вообще составлять техническое задание (ТЗ)?» может возникать только у тех, кто никогда в жизни не заказывал разработку сайта, поскольку необходимость в нём возникает после первого же общения заказчика с исполнителем.
ТЗ — это документ, который описывает будущий проект детально и полностью. Чем детальней он будет, тем точнее будет реализована задумка и тем меньше конфликтов и спорных ситуаций в ходе выполнения проекта будет возникать, ведь абсолютно любую вещь можно сделать по-разному. На него можно ссылаться, если что-то не выполнено или выполнено не так или допущены другие ошибки. Перед началом работ заказчик обычно в тезисном виде описывает будущий проект или заполняет бриф, а исполнитель формализует все эти требования и пожелания, при необходимости, предлагает корректировки. При этом заказчику необходимо убедиться, что все его "хотелки" зафиксированы в тех задании.
Если с веб-студией или фрилансером будет заключаться договор на разработку сайта, то тех задание обычно идет, как приложение к нему. И в спорных ситуациях, руководствуются тем, что там написано.
Из чего состоит ТЗ?
Предположим, в рамках проекта требуется составить техническое задание на разработку сайта студии копирайтинга «Перо». Какие пункты оно должно содержать?
Общие сведения (описание)
Здесь указываются:
Сведения о компании. Общая информация о студии, чем она занимается. Не лишним будет привести список оказываемых услуг. Сюда же можно добавить адрес будущего сайта, контактные данные.
Этапы и сроки реализации проекта. Очень важный момент, как правило, календарный план по всем этапам работ составляют в самом конце. Эта часть даёт понимание, что и когда будет делаться. Например (с указанием дат):
- Подготовительный этап;
- Проработка концепции сайта;
- Проектирование;
- Создание дизайн-макета;
- Разработка дизайна страниц;
- Вёрстка;
- Программирование;
- Наполнение контентом;
- SEO-оптимизация;
- Тестирование;
- Запуск.
Каких-то этапов, например, SEO-продвижения может и не быть. Зависит от целей и задач заказчика и компетенций исполнителя.
Назначение и цели
Здесь формулируется, какие функции будет выполнять сайт и для кого он предназначен.
Назначение сайта. Каких целей созданием сайта необходимо достичь? Для чего он нужен, какие задачи решает?
- Реклама и привлечение новых клиентов;
- Поддержка заказчиков и партнёров;
- Демонстрация выполненных работ;
- Ознакомление со списком услуг;
- Создание и поддержание имиджа компании.
Возможно, некоторые пункты стоит расписать более подробно. Например, если перед сайтом стоит задача в том числе и информировать посетителей, то лучше пояснить, о чём именно.
Целевая аудитория. Кто будет пользоваться сайтом, для кого он создаётся?
- Веб-мастера, блогеры;
- Владельцы интернет-магазинов;
- Владельцы информационных порталов;
- Рекламные студии;
- Представители присутствующих в онлайн-пространстве фирм и компаний.
Требования
Большой и крайне важный раздел, в котором учитывается как можно больше моментов проектирования и разработки, потому как за неоговоренный в ТЗ функционал заказчику придётся доплачивать.
Тип. К какой категории принадлежит веб-ресурс?
- Посадочная страница;
- Сайт-визитка;
- Корпоративный сайт;
- Информационный портал;
- Интернет-магазин.
Требования к оформлению. Они могут быть следующего вида:
- Сайт должен быть минималистичным и при этом отражать род деятельности компании.
- Основные цвета: зелёный и белый, по брендбуку или на усмотрение дизайнера.
- В оформлении нельзя использовать анимацию, всплывающие окна, Flash-элементы, дизайнерские излишества.
- Нельзя использовать шрифты с засечками (можно применять стандартные: Verdana, Arial, Tahoma и т. д.). Кегль должен обеспечивать максимальное удобство чтения (12-16 пт.).
Что касается требований к дизайну, то тут можно применять разные подходы. Если заказчик сам точно знает, что хочет получить, то описывает подробно свои пожелания, приводит примеры сайтов, которые ему нравятся и дает прочую конкретику. Но иногда бывает так, что и он сам точно не знает, как это все должно выглядеть, в этом случае обычно исходят из задач, которые должен решать дизайн. Исполнитель прорабатывает концепции, предлагает решения, защищает свою идею и корректирует его по замечаниям заказчика. Второй вариант стоит дороже и требует большей квалификации от подрядчика.
Языковые требования. Носители какого языка смогут посещать ресурс? Какие языковые версии сайта должны быть?
- Русский;
- Английский;
- Эсперанто.
Требования к совместимости. С каких устройств и какими браузерами сайт точно будет открываться корректно? В последнее время наметилась тенденция к адаптивной вёрстке, когда страница правильно отображается на любом устройстве с любым соотношением сторон и разрешением экрана. Здесь можно перечислить браузеры, с которыми однозначно должен быть совместим ресурс. Обычно на всех современных браузерах сайты отображаются одинаково, бывают только проблемы со старыми версиями Internet explorer.
Требования к CMS. Возможности администрирования сайта определяют, какие именно блоки можно редактировать и настраивать через панель управления, не вмешиваясь в код и не редактируя напрямую базу данных, а используя удобный визуальный интерфейс. Например, можно сформулировать так:
- Возможность изменения контента на страницах сайта;
- Возможность управления страницами (добавление, переименование, удаление и т. д.);
- Возможность редактирования структуры сайта и пунктов меню;
- Функции автоматической обработки графики (создание превью, трансформация под заданный размер и т. п.);
- Возможность прописывать уникальные Мета-теги;
- …
Как и в других подразделов, нужно описывать все требования и пожелания.
Часто заказчик уже имеет опыт работы с одним из популярных CMS, тогда целесообразно искать порядчиков под конкретный движок. Также при выборе CMS лучше не соглашаться на самописные решения, т.к. в дальнейшем это поставит в зависимость от исполнителя. Самописные движки, на мой взгляд, оправданы только в очень крупных проектах, где требуется специфичный функционал или оптимизация больших нагрузок.
Структура и навигация. Какие разделы, подразделы и отдельные страницы будет содержать проект?
- Главная страница
- Услуги
- Копирайтинг
- Рерайтинг
- SEO-коперайтинг
- Корректура
- Транскрибация
- Контент-менеджмент
- Контент-маркетинг
- Портфолио
- О нас
- Контакты
Сделайте и краткое описание каждой страницы, дайте определения. Например, что подразумевается под страницей «Контакты»? Она должна содержать адрес, телефон и электронную почту в текстовом виде? Или там должна присутствовать форма обратной связи? А может, нужно встроить код Яндекс Карт? Или же на странице контактов должно размещаться всё перечисленное, да ещё и ссылки на представительства в социальных сетях?
Желательно контент или хотя бы его наброски приготовить еще до начала работ с подрядчиком. Это будет способствовать более эффективной коммуникации.
Дополнительные требования. Всё, что не вошло в другие пункты раздела.
Описание разделов сайта
В этом пункте — детали. Обычно расписывается содержание всех уникальных страниц: какие элементы там будут, как пользователь будет взаимодействовать с ними.
Главная страница. Формулировка задачи может быть в следующем виде.
Основная часть главной страницы должна быть выполнена в виде Landing Page. На ней сверху вниз должны располагаться следующие элементы:
- Шапка — логотип, название фирмы;
- Меню навигации;
- Информация об акциях и скидках;
- Кнопка заказа;
- Рекламный текст;
- Блок с пятью лучшими работами и ссылкой на раздел портфолио;
- Отзывы клиентов;
- Штат студии;
- Блок партнёров компании;
- Информация о тарифах;
- Дублирующий блок скидок и кнопка заказа;
- Карта ссылок;
- Кнопки социальных сетей.
Схема главной страницы. Если есть понимание будущей структуры сайта, то будет нелишним вставить макет, отражающий структуру хотя бы главной страницы. Это может быть нарисованный от руки и отсканированный набросок, созданный в Photoshop макет — что угодно. Также можно использовать программы для прототипирования, который может освоить даже начинающий пользователь.
Внутренние страницы. Аналогичным образом можно отразить и другие страницы сайта. Если в целом они будут похожи друг на друга (например, изменяется только контент главной части страниц), то можно обобщить.
Сюда же можно поместить схемы (или схему) страниц.
Кстати, эти прототипы сделаны с помощью программы Balsamiq Mockups, который довольно прост в освоении.
Описание функциональной части
Здесь нужно описать о функциональности сайта в целом и перечислить страницы с особыми возможностями. Например, если большинство страниц будут представлять собой простой текст с повторяющимися в каждом разделе блоками, а на странице контактов необходимо разместить форму заказа, это необходимо отразить.
При нажатии кнопки "Заказать" открывается форма заказа с раскрывающимся списком выбора услуги, полями: Имя, Телефон, Комментарий, возможностью прикрепить файл и кнопкой Отправить, нажатие которой приведёт к созданию и отправке письма на e-mail администратора.
Необходимо описать логику работы ресурса в целом, проработать основные сценарии поведения пользователей на страницах, указать все нюансы и особые функции каждого блока и раздела сайта. Например, что должно находиться в «шапке» и как это будет работать, по какому критерию сортируются работы в портфолио, скачиваются они или открываются для просмотра, в каком формате хранятся и т. д.
Если какой-то функционал не описан, то обычно делается так, как это предусмотрено в стандартной модификации CMS.
Заключение
На просторах Сети можно найти множество шаблонов и примеров составления технических заданий. Пункты, содержание и даже сам принцип создания ТЗ будут различаться, я же привёл здесь только один из возможных подходов, которым вполне можно пользоваться.