Интернет отличается от оффлайна тем, что в нем можно измерить практически все. В оффлайне бизнесу обычно доступно только измерение экономических показателей, тогда как в интернете можно досконально изучить множество метрик.
Например, для оффлайн-магазинов есть определенные правила выкладки товаров, которым обычно следуют, однако измерить эффективность того или иного варианта можно только по экономическим показателям, тогда как в веб-аналитике данные можно получить гораздо быстрее, и, что важнее, они будут точными, будут включать в себя поведение каждого пользователя.
Зачем нужна веб-аналитика?
Веб-аналитика позволяет определить и измерить данные, которые помогают в разных аспектах продвижения и развития сайта. Конечно только в том случае, если эти данные правильно интерпретируют. К самым важным метрикам можно отнести:
- Определение самых эффективных источников трафика;
- Получение данных об аудитории, анализ поведенческих факторов, определение точек выхода;
- Оценка эффективности рекламных кампаний.
Точные данные позволяют находить слабые места на сайте, это могут быть ошибки в юзабилити, проблемы с контентом, неправильно настроенная рекламная кампания, технические проблемы, ненужные ключевые запросы и т.д.
Сегодня с помощью веб-аналитики можно получить очень большое количество различных данных, которые в конечном итоге помогают экономить деньги за счет оптимизации расходов. Это относится к коммерческим сайтам и к интернет-магазинам, но и для информационных проектов анализ данных имеет значение, так как они облегчают поисковое продвижение и тоже помогают найти слабые места.
Какие показатели измеряют?
Инструменты веб-аналитики позволяют измерить следующие показатели:
- Источники трафика;
- Поведенческие факторы (глубина просмотра, отказы, время на сайте);
- Экономическую эффективность рекламных кампаний;
- Конверсию на любой стадии (подробнее в статье «Конверсия сайта»);
- Данные об аудитории сайта.
Любой показатель сам по себе не подскажет решение проблемы. Например, плохие поведенческие факторы могут сигнализировать о неудобной навигации по сайту, нецелевом трафике, плохом контенте или других проблемах. Поэтому в веб-аналитике имеет смысл измерять и анализировать абсолютно все данные, которые относятся к вашему сайту.
Сами данные не подскажут вам, в чем именно заключается проблема, они лишь укажут на слабые места.
В данном примере показатель отказов в 80% явно выбивается из общего числа, однако понять причину можно только в том случае, если посмотреть на источник трафика и сопоставить его со страницей входа.
Чем анализируют?
Яндекс Метрика
Яндекс Метрика – один из самых популярных инструментов, который позволяет измерить множество разных параметров и создавать отчеты под ваши нужды. Подробнее можно прочитать в этой статье.
Google Analytics
Измеряет очень много метрик, позволяет получать исчерпывающие данные об аудитории, ее поведении и источниках трафика. Подробнее можно прочитать здесь. В целом, отличия от Яндекс Метрики есть, поэтому часто используют две эти системы одновременно.
Liveinternet
По своим возможностям уступает двум предыдущим, однако счетчики Li все еще очень популярны. Про Liveinternet у меня есть отдельная статья.
Это основные инструменты для сбора статистики, на самом деле, их гораздо больше, некоторые заточены только под определенные задачи и имеют возможности, которых нет у вышеупомянутых систем. Например, Chartbeat (платный сервис), который собирает статистику и по некоторым социальных сетям (упоминание там вашего контента, учет лайков и т.д.). Но в целом, установка Яндекс Метрики и Google Analytics (или хотя бы одной системы), позволяет решить большинство задач.
Рекомендую:
Если хотите получить перспективную профессию или освоить новый навык (будь то SEO, HTML, веб-программирование или даже мобильная разработка), то посмотрите ТОП-3 лучших онлайн школ:
- Нетология — одна из старейших школ интернет-профессий. Основные направления — маркетинг, управление, дизайн и программирование;
- GeekBrains — специализируется, в первую очередь, на обучении программистов. После интеграции в Mail Group появились и другие профессии;
- SkillBox — наиболее молодая из 3-х перечисленных школ, но обладает наибольшим ассортиментом специальностей. Если услышали о какой-либо экзотической профессии, то наверняка этому уже обучают в Skillbox.
Эти школы выдают дипломы и помогают с трудоустройством, а если вам нужно просто научиться что-то делать для себя больше как хобби, то рекомендую начать с бесплатных курсов, они позволят получить общее представление о профессии и первый практический опыт.