Содержание:
UTM-метка – переменная, которую добавляют к URL. С помощью таких меток получают подробную информацию об источниках трафика, что полезно для отслеживания эффективности разных рекламных кампаний, а также позволяет сегментировать трафик по различным критериям. UTM-метки используют только совместно с системами аналитики, так как они позволяют с помощью отчетов определить самые эффективные рекламные кампании.
Типы UTM-меток и рекомендации по заполнению
Важно знать, что есть стандарты для меток, которые нужно соблюдать для того, что бы системы аналитики могли корректно с ними работать. Никто не мешает создать вам свои метки, но зачем это делать, если в системах аналитики уже добавлены общепринятые стандарты:
utm_medium помечает рекламу. Для контекстной рекламы правильным значением будет cpc, то есть utm-метка будет выглядеть так: utm_medium=cpc (именно в таком регистре и латинским алфавитом). Для других каналов рекламы рекомендуются следующие значение:
- special – специальные проекты;
- price – торговые площадки с оплатой за клики (Яндекс Маркет и т.д.);
- display – баннерная реклама;
- affiliate – если используете партнерские программы;
- retargeting – рекламные кампании на ретаргетинговых проектах;
- social_cpc – таргетированная реклама в социальных сетях.
utm_source позволяет указывать рекламную площадку, здесь допускается свободное написание, например, можно написать yandex, ynd, ya или любой другой вариант. Для корректного учета нужно один и тот же источник всегда отмечать одинаково.
utm_campaign может содержать название рекламной кампании, для своего удобства нужно писать понятные названия. Самое простое решение – транслитерировать название, например не «реклама спиннингов», а «reklama-spinningov».
utm_content будет полезна при А/Б тестировании, здесь можно указывать любые параметры, которые вам нужно учитывать. Например, «skidka-title» (слово «скидка» в title объявления).
utm_term позволяет задавать ключевую фразу или даты (в случае с рекламной рассылкой). Например, можно указать utm_term=10june и отслеживать, когда пользователи приходят к вам на сайт по рекламной рассылке от 10 июня.
Практическое использование UTM-меток
Вы добавляете к URL необходимые параметры, которые нужно разделять знаком &. Например, у вас есть страница site.ru/page, вам нужно указать метки для рекламы во Вконтакте и с заголовком со словом «бесплатно». Выглядеть финальный вариант может так: site.ru/page/utm_medium=social_cpc&utm_source=vkontakte&utm_content=title-besplatno.
Это необходимо тогда, когда невозможно сегментировать источники с помощью отчетов систем аналитики. Не каждому сайту требуются UTM-метки в силу его специфики, однако знать про такую возможность нужно.
UTM-метки незаменимы тогда, когда у вас есть один источник трафика, но с разными параметрами. Например, если вы запускаете 10 разных объявлений в таргетированной рекламе ВКонтакте, то отследить конверсию по каждому вы сможете только с помощью UTM-меток. Системы вроде Google Analytics или Яндекс Метрики позволяют легко создавать отчеты и отслеживать поведение посетителей и конверсию по посетителям с одного источника, но с разными параметрами.
Их можно использовать и при размещении разных баннеров на одном сайте, так можно определить CTR и конечную конверсию. Без UTM-меток сегментировать трафик по конверсии из одного источника не получится.
Отслеживать можно:
- Контекстную и таргетированную рекламу;
- Ссылки с пресс-релизов и статей;
- Ссылки в рассылках по электронной почте;
- Рекламные кампании в социальных сетях.
UTM-метки можно добавить к любым ссылкам, сфера их применения очень широка. Их даже добавляют в прайс-листы и презентации.
Опасность UTM-меток
С точки зрения SEO, у UTM-меток есть особенности, которые нужно учитывать, иначе могут возникнуть проблемы с дублями на сайте. Дело в том, что у пользователя в адресной строке будет отображаться адрес с UTM-метками. Если он посмотрит сайт и уйдет, то никаких проблем не возникнет, а вот если он решит поделиться ссылкой, то поисковые роботы могут принять копию страницы за основную, что приведет к появлению дублей. Не допустить возникновения этой проблемы очень просто, для этого есть сразу несколько способов:
- Запрет в robots txt индексации страницы с UTM-метками;
- Использование rel=«canonical»;
- Подмена URL в адресной строке с помощью js, что бы пользователь в принципе не мог скопировать такой адрес;
- Для Яндекса в robots.txt можно указать параметры меток с помощью директивы Clean-Param, он это учтет.
Также рекомендую прочитать про параметры, которые можно передавать в URL объявлений, вот параметры Яндекса, а вот параметры Google.
Для генерации UTM меток воспользуйтесь нашим генератором.
Рекомендую:
Если хотите получить перспективную профессию или освоить новый навык (будь то SEO, HTML, веб-программирование или даже мобильная разработка), то посмотрите ТОП-3 лучших онлайн школ:
- Нетология — одна из старейших школ интернет-профессий. Основные направления — маркетинг, управление, дизайн и программирование;
- GeekBrains — специализируется, в первую очередь, на обучении программистов. После интеграции в Mail Group появились и другие профессии;
- SkillBox — наиболее молодая из 3-х перечисленных школ, но обладает наибольшим ассортиментом специальностей. Если услышали о какой-либо экзотической профессии, то наверняка этому уже обучают в Skillbox.
Эти школы выдают дипломы и помогают с трудоустройством, а если вам нужно просто научиться что-то делать для себя больше как хобби, то рекомендую начать с бесплатных курсов, они позволят получить общее представление о профессии и первый практический опыт.