Наверх

Бизнес на создании сайтов

Содержание:

Можно зарабатывать не только на самих сайтах, но и на их создании. На данный момент в Рунете около 5 миллионов сайтов, а в зонах ru и рф каждый день регистрируют 3500-3700 доменов. Конечно, большинству услуги по созданию сайтов не нужны, но, тем не менее, рынок это большой и все еще развивающийся.

Сегодня практически не осталось компаний, которые не имеют своего сайта. Новая компания – это потенциальный клиент для разработчика сайтов. Также хватает предприятий, которые создавали свои сайты очень давно и сегодня они устарели, требуют доработок или полной переделки.

Нужно ли уметь делать сайты?

В данном случае я говорю о бизнесе, а не о дополнительном заработке, а это разные вещи. Если вы создаете свою компанию, вам не нужно уметь делать сайты, однако разбираться в этом вы должны. Иначе как вы будете контролировать качество работы? То есть, не обязательно быть крутым сеошником, но о поисковом продвижении вы должны знать. Не нужно быть программистом и дизайнером, но нужно уметь оценивать проекты и с этой точки зрения.

Есть примеры, когда люди создавали успешные веб-студии не понимая в этом практически ничего, но это скорее исключения из правил, да и там вкладывались приличные деньги и сразу набиралась команда профессионалов.

Плюсы и минусы бизнеса на создании сайтов

Главный плюс – потенциально низкий порог входа. Почему потенциально? Потому что это зависит от того, как именно вы будете организовывать свой бизнес. Можно обойтись без офиса, без сотрудников, без рекламной кампании. В этом случае затраты будут только на регистрацию бизнеса.

Низкий порог входа является и минусом. Без офиса вы лишитесь части клиентов, для которых это важно. Без вложений в рекламу вы можете ждать своего первого клиента очень долго. Без собственных сотрудников вы можете срывать сроки.

Спрос очень большой, это плюс. Даже небольшая компания может быть загружена на 100%, а если это необходимо, можно всегда увеличить штат за счет фрилансеров и брать очень много заказов (это сложно, но возможно). Но спрос означает очень большую конкуренцию, что минус.

Вообще, о конкуренции стоит сказать отдельно. В отличие от бизнеса в оффлайне или интернет-магазинов, ваши конкуренты это не только компании, но и целая армия фрилансеров, которые готовы работать за меньшие деньги. Себестоимость создания проекта для вашей компании 20 тысяч рублей плюс надо что-то заработать? Фрилансер сделает его просто за 20 тысяч или даже дешевле, ведь для него это заработок.

Более-менее крупная компания не пойдет к фрилансеру, но вот в низшем ценовом сегменте (на который приходится очень много заказов) они серьезные конкуренты. Другое дело, что потом эти компании часто все равно приходят в веб-студии, но изначально в попытках сэкономить могут пойти именно к фрилансеру.

Организация бизнес-процессов

Команда

Ключевой вопрос – это команда. Есть три варианта:

  • Собственная команда постоянных сотрудников;
  • Только наемные фрилансеры;
  • Гибридный вариант.

Плюсы и минусы первых двух вариантов очевидны. В первом случае нужно платить зарплату даже тогда, когда заказов нет, во втором случае можно сорвать сроки или получить работу плохого качества. На мой взгляд, лучше всего гибридный вариант. В этом случае у вас есть ключевые сотрудники, которые в случае получения нового заказа начинают работу немедленно, а для дополнительных работ привлекаются фрилансеры.

Замечу, что к подбору фрилансеров стоит подойти очень ответственно, в идеале, у вас должен быть определенный пул. Если вы думаете, что вам нужно 2 копирайтера, то у вас должны быть контакты как минимум 10 проверенных человек. Такой подход позволит не срывать сроки.

Работа с клиентами

Работать нужно по договору, где прописываются все нюансы. Чаще всего используется схема предоплаты и полной оплаты после сдачи готового проекта. Я рекомендую до получения 100% не давать клиенту полный доступ к сайту. Например, хранить все файлы на своем сервере. Обман со стороны клиентов встречается, особенно если заказ не слишком большой. Они думаю, что за несколько десятков тысяч рублей с ними судиться никто не будет.

Как в и любом бизнесе, клиент должен быть доволен. Довольный клиент может быть источником заработка для вашей компании еще очень долго, ведь создание сайтов подразумевает и их дальнейшее продвижение. Если собрать определенный портфель таких проектов, то стабильный заработок вашей компании будет обеспечен. Поэтому в штате очень желательно иметь специалиста по SEO.

Поиск клиентов

В условиях жесточайшей конкуренции это один из ключевых моментов в бизнесе по созданию сайтов. Пожалуй, я не буду подробно рассказывать о традиционных способах (контекстная реклама и т.д.), которые очевидны всем, а поговорю о не самых очевидных.

Ваша главная цель – новые компании, у которых еще нет своего сайта. Как их искать? Можно мониторить региональные каталоги компаний, рекламу в городских пабликах (свое сообщество часто создают в первую очередь). Даже знакомый в ФНС (или заинтересованное лицо) может оперативно предоставлять информацию о новых компаниях. Только тут нужно быть осторожным, с одной стороны, речь о разглашении налоговой тайны не идет, с другой, не факт, что не найдут оснований для возбуждения дело. Тем не менее, такой способ поиска клиентов есть. Можно обратиться и в компании, которые занимаются регистрацией ИП или ООО с предложением о сотрудничестве.

Также стоит искать плохие сайты, которые явно не выполняют своей задачи. Делаете мини-аудит, где упираете на главные ошибки и предлагаете сделать лучше. Да, способ трудозатратный, но если у вас нет заказов, то их нужно искать, а не ждать.

Есть и метод холодных звонков, когда вы берете справочник и обзваниваете все компании, у которых нет сайта (не указана информация). Можно делать сторонние проекты, которые будут дополнительными площадками для привлечения потенциальных клиентов. Это может быть обычный контентный проект, а может быть и полезный сервис.

Ну а традиционные способы, это:

  • Рекламные кампании (как в интернете, так и оффлайн);
  • Мониторинг бирж фриланса;
  • Тематические форумы;
  • Партнерские программы (вам приводят клиентов за вознаграждение);
  • Участие в тематических конференциях, семинарах (не забывайте и про региональные выставки-ярмарки, в которых может принять участие любая компания).

Бухгалтерия, регистрация, офис

Небольшой компании бухгалтер в штате точно не нужен (если вы не ООО). Регистрироваться лучше всего как ИП и выбрать УСН. В этом случае налоговый учет легко вести самостоятельно, не нужно будет тратиться и на услуги бухгалтера.

Офис не является обязательным атрибутом, если клиент настаивает о встрече, то ее можно провести у него в компании или просто в кафе. Но если есть свой штат постоянных сотрудников, офис будет необходим. Не все люди соблюдают трудовую дисциплину, работая дома.

Типичные ошибки начинающих

Компании, которые зарабатывают на создании сайтов, часто совершают одинаковые ошибки. Как известно, учиться лучше всего на чужом опыте, поэтому я и решил отдельно написать про ошибки.

Переоценка собственных возможностей встречается часто у молодых и амбициозных компаний. Если нет 100% уверенности, что вы реализуете проект и сделаете это отлично, не стоит брать заказ. Возможен вариант, когда для доработки проекта и исправления ваших косяков вам придется обращаться в другую компанию и вы уйдете в минус.

Устные договоренности являются распространенной болезнью. Есть договор, там должно быть прописано все, в противном случае рано или поздно у вас возникнут серьезные проблемы с клиентом, это гарантированно. Все решения, встречи и изменения нужно протоколировать, не должно быть никаких устных договоренностей.

Неправильная оценка заказчика также сулит неприятности. Если человек совсем далек от интернета, то еще до начала работы и подписания договора нужно терпеливо объяснить ему все детали. Этим вы сэкономите не только время, но и нервы.

Отношение к ТЗ как к обычной формальности также является ошибкой. Даже для небольшого проекта нужно согласовывать с заказчиком очень подробное ТЗ, где все будет прописано в мельчайших деталях. Я не рекомендую работать по ТЗ заказчика без его тщательного изучения.

Целый ряд ошибок есть в сфере коммуникации. Со стороны заказчика с вами должен контактировать только один человек, именно он должен принимать все решения. Если сегодня вам звонит директор, завтра его заместитель, а послезавтра менеджер по продажам и все они что-то хотят, проект вы будете делать долго и трудно. Также недопустима ситуация, когда заказчик выходит на контакт с непосредственными исполнителями.

Бизнес по созданию сайтов – это обычный бизнес, пусть и со свой спецификой. Заработать на этом можно, но вот заработать большие деньги гораздо сложнее. В данный момент на этом рынке предложение превышает спрос, хотя нужно отметить, что не все предложения гарантируют качество работы.

You must have Javascript enabled to use this form.